ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Вернуться к обычному виду



+7 (3537) 62-01-01
Приёмная




29 января 2020

Уже более 63 лет по улицам нашего города курсируют трамваи. 

В середине 50-х годов прошлого века в быстро растущем и строящемся городе металлургов остро встал вопрос развития городского транспорта. В будни людей на работу доставляли на машинах. Но в выходные добираться из одного района в другой было очень затруднительно.

Как это было 

Новому городу металлургов Новотроицку – 11 лет. На глазах растут корпуса Орско-Халиловского металлургического комбината, полным ходом идет строительство домов и социальных объектов, население постоянно прибывает. В основном, это молодежь, приезжающая по комсомольским путевкам, – энтузиасты и романтики. 

В Новотроицке назрела необходимость в общественном городском электротранспорте. В 1954 году городской исполнительный комитет утвердил решение о строительстве трамвайного парка. Куратором строительства был назначен начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства С.Афанасьев. Московская проектная организация «Гипрокоммундортранс» в июле 1954 года разрабатывает проект трамвайной линии 1-й очереди, от остановки «Управление комбината» до строительного техникума протяженностью 12 км. Выдает типовой проект тяговой подстанции. Для строительства первой очереди трамвая в первом полугодии 1955 года было выделено 2 миллиона рублей. В течение двух лет (1955-1956 годы) завершено строительство трамвайного пути, контактной сети, тяговой подстанции и диспетчерского павильона. Трамвайное управление вошло в состав УКХ.

В документах архивного фонда Орско-Халиловского металлургического комбината сохранился единственный совместный приказ директора ОХМК и управляющего трестом «Орскметаллургстрой» № 165/224-к от 16 октября 1956 года. Этим приказом создавалась комиссия для приема построенных объектов.

Первые вагоны 

Событием для города стало приобретение четырех трамвайных поездов КТМ-1-КТП-1 Усть-Катавского вагоностроительного завода. В октябре 1956 года завершается монтаж контактной сети, укладка трамвайного пути, ведутся пуско-наладочные работы. Одновременно комплектуется штат по ремонту и обслуживанию трамваев, трамвайных путей, контактной сети и подстанций.

Праздник для всех горожан 

В торжественной обстановке на маршрут вышли первые трамваи. Это был праздник для всех новотройчан. Cо стороны КХЦ трамвай вела вагоновожатая А.Титова, а со стороны города – А.Жукова (Станиславская). Об открытии трамвайного маршрута писала городская газета «Гвардеец труда под заголовком «В подарок Родине – есть трамвай!».

Первым руководителем трамвайного управления назначается 43-летний начальник электрохозяйства ЖКХ Яков Соломонович Гершкович, грамотный специалист, талантливый организатор, человек легендарный в городе и трамвайном управлении. 20 лет на посту директора – это целая эпоха.

Без правил – никуда 

Исполком горсовета постановил: «Утвердить правила пользования трамваем в городе Ново-Троицке». Эти правила регламентировали порядок входа в трамвай и выхода из него, оплату проезда и провоза багажа, ответственность пассажиров. 

Сегодня эти правила кажутся нам наивными, немного смешными, но они ярко отражают то время. В первый вагон право входа через переднюю дверь предоставлялось детям до семи лет в сопровождении взрослых, школьникам до 4-го класса, инвалидам, беременным женщинам, персональным пенсионерам – старым большевикам по специальным билетам. В прицепном вагоне вход через переднюю площадку разрешался только пассажирам с багажом и лыжами. На передней площадке моторного вагона во время движения имели право находиться не более двух работников трамвая.

Появление на улицах города новеньких, поблёскивающих свежей краской и мелодично позвякивающих трамваев стало настоящим праздником для горожан. С 5 по 7 ноября 1956 года, в честь 39 годовщины Великого Октября, проезд в трамвае был бесплатным. А вот с 8 ноября платить за проезд нужно было 30 копеек. Если при себе пассажир имел багаж, «занимающий отдельное место», то стоимость проезда увеличивалась на один рубль. Предъявлять проездной билет необходимо было кондуктору при входе, а при выходе с передней площадки – водителю.

Правила пользования диктовали «Порядок проезда». Пассажирам было запрещено провозить громоздкий багаж (более 1 метра в длину и 50 см в ширину), курить и зажигать спички, провозить животных, загрязнять вагон, открывать и закрывать окна. Запрещалось входить в вагон, если кондуктор объявлял об отсутствии свободных мест.

У кондуктора были свои обязанности. Он должен был громко объявлять следующую остановку, при получении денег с пассажира называть сумму, по требованию пассажира – свою фамилию.

Пассажиры трамвая несли ответственность за проезд и провоз багажа без билета. В обоих случаях нарушителю грозил штраф в размере 5 рублей. За проезд на буферах и выступающих частях вагона также полагался штраф в 1 рубль. Если пассажир отказывался оплачивать его на месте, тот же штраф налагался начальником милиции в трехкратном размере. Зажигание спичек, провоз воспламеняющих веществ, курение грозило наказанием в размере 100 рублей. 

За порчу вагонов и оборудования был разработан прейскурант штрафов. Например, порча лобового стекла – 50 рублей, наружной двери – 45, поручня – 12, кресла – 25, дверной ручки – 15 рублей. В особых случаях дело передавалось в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Табличка, на которой были напечатаны Правила, прикреплялась на кабине водителя. 

По всем маршрутам

Решением городского Совета депутатов Новотроицка от 26.02.2001 г. «О создании муниципального унитарного предприятия «Новотроицкий электротранспорт» трамвайное управление выводится из  структуры ОАО «Носта» (ОХМК) и с января 2002 года начинает функционировать как самостоятельное предприятие МУП «НОВОЭЛЕКТ». 

В связи с банкротством Новотроицкого пассажирского предприятия (ПАТП) в 2005 году городская администрация приняла решение передать на баланс МУП «Новотроицкий электротранспорт» пассажирские автобусы и закупить 16 новых автобусов ПАЗ. «НОВОЭЛЕКТ» стал единственным муниципальным транспортным предприятием Новотроицка, которое с апреля 2005 года выполняет перевозки граждан по всем городским и пригородным маршрутам.

В октябре 2011 года предприятие меняет свое название. Отныне это муниципальное унитарное предприятие «Новотроицкий Городской Транспорт». 

Сегодня трудно представить себе Новотроицк без трамвая. Ежегодно его услугами пользуются тысячи горожан и гостей города. Протяженность трамвайных путей, контактной сети сейчас составляет 30,3 км. Их работу обеспечивают 5 тяговых подстанций. Увеличилось количество трамвайных маршрутов – их стало 5. 

Подготовила Антонина ОВСЯННИКОВА при участии сотрудников городского архива и музейно-выставочного комплекса.
Фото из архива редакции




Идёт по городу трамвай... Идёт по городу трамвай... Идёт по городу трамвай...

 Назад

 В начало списка