ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Вернуться к обычному виду


г. Новотроицк, ул. Советская, 80
Наш адрес


+7 (3537) 62-01-01
Приёмная


 Главная | Мы в соцсетях |  Карта сайта

29.12.2018

Перечень нормативно правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля, содержащих обязательные требования

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Земельный кодекс Российской Федерации;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

7. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;

11. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

12. Закон Оренбургской области от 01.10.2003 № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях Оренбургской области»;

13. Закон Оренбургской области от 27.10.2016 № 30/8-VI-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области»;

14. Указ Губернатора Оренбургской области от 09.07.2012 № 422-ук «Об утверждении порядка разработки административных регламентов осуществления муниципального контроля»;

15. Устав муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области, утвержденный решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк от 12.05.2015 № 665;

16. Решение городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк от 30.05.2006 № 86 «О муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город Новотроицк»;

17. Решение городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк от 30.05.2006 № 60 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк»;

18. Постановление администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.07.2017 № 1225-п «Об утверждении административного регламента «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования город Новотроицк»»;

19. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Оренбургской области и муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление муниципального земельного контроля.

Руководство по соблюдению обязательных требований, предъявляемых при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю

Обязанности правообладателей земельных участков

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Возникновение прав на земельный участок

В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Документы о правах на земельные участки

В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Оформление прав на земельный участок

Оформление права на земельный участок включает в себя:

- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве;

- принятие решения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Положением «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк», Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Новотроицк, полномочиями органа местного самоуправления по вопросам владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности на территории муниципального образования город Новотроицк наделен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк.

Платность использования земли

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога в муниципальном образовании город Новотроицк устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, решением городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

В соответствии с Градостроительным, Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Новотроицк, включающие в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяются территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков и землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Ответственность за нарушение обязательных требований предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства, получить квалифицированную помощь по существу возможно устно (лично или по телефону) или в письменной форме. Информация по вопросам осуществления муниципального земельного контроля предоставляется должностными лицами органа муниципального контроля администрации муниципального образования город Новотроицк.

Обобщение практики при осуществлении мероприятий по муниципальному земельному контролю

Настоящий обзор практики подготовлен по результатам осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Новотроицк во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

I. Общие положения

Согласно статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Согласно пункта 3.4.5 Административного регламента «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования город Новотроицк» в случае выявления при проведении проверок нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом обязательных требований должностные лица органа муниципального земельного контроля, проводившие проверку:

- выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

- принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;

- направляют органу государственного земельного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в течение трех рабочих дней со дня составления указанного акта в отношении нарушений, за которые административная и иная ответственность предусмотрена законодательством Российской Федерации.

II. Обзор практики. Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения требований земельного законодательства и рекомендации в целях недопущения нарушений

В целях осуществления контроля за соблюдением требований по рациональному использованию и охране земель, выявления фактов ненадлежащего использования земельных участков органом муниципального контроля администрации муниципального образования город Новотроицк, в лице комиссии по контролю за использованием земель в границах территории муниципального образования город Новотроицк (далее – комиссия), осуществляется муниципальный земельный контроль.

К компетенции комиссии в сфере осуществления муниципального земельного контроля отнесено осуществление контрольных мероприятий за соблюдением выполнения требований земельного законодательства:

- о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (ст. 7.1 КоАП РФ);

- о недопущении самовольной уступки права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10 КоАП РФ);

- о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность (ст. 7.34 КоАП РФ);

- об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ);

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ);

- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);

- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ);

- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами комиссии в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (ч. 25, 26 ст. 19.5 КоАП РФ).

В 2018 году в рамках муниципального земельного контроля проведено 6 мероприятий по контролю, из них: 3 плановые проверки в отношении юридических лиц, 3 внеплановые проверки в отношении физических лиц. По результатам проверок выдано 5 предписаний. Из анализа проведенных в 2018 году проверок установлены частые нарушения обязательных требований земельного законодательства в части использования земельных участков без правоустанавливающих документов.

Из практики осуществления муниципального земельного контроля в общем - за предыдущие года наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля:

1) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ).

Под самовольным занятием подразумевается пользование лицом таким участком без наличия на то правовых оснований. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка выражается в следующем:

- пользование земельным участком до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю и выделе земельного участка;

- размещение строений, несанкционированное изменение границ своего земельного участка, путем переноса ограждения и самовольное занятие при этом дополнительного земельного участка.

Рекомендации правообладателям земельных участков: проверьте, имеются ли документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком, на котором вы построили дом, гараж, баню и другие объекты. Убедитесь, что используемое в хозяйстве имущество - дрова, строительные и иные материалы, размещены вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории и не на участке соседей.

Изучите Ваши правоустанавливающие документы на земельные участки, запросите информацию из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), чтобы удостовериться в том, что у вашего участка установлены границы.

Без проведения процедуры межевания границы земельного участка остаются не установленными, а площадь - декларированной.

Поэтому во избежание проблем, связанных с земельными спорами и судебными тяжбами необходимо своевременно уточнить границы земельного участка и внести сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости.

2) использование земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ).

Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный земельный участок может использоваться только в соответствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении.

Использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта или на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства размещается объект инженерного сооружения (вышка сотовой связи).

Рекомендации правообладателям земельных участков: проверить соответствует ли целевое назначение земельного участка (вид разрешенного использования), указанное в правоустанавливающих документах на землю, а также в Едином государственном реестре прав (ЕГРН) фактическому использованию земельного участка.

3) неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).

Рекомендации правообладателям земельных участков: в целях недопущения нарушений необходимо в сроки, установленные федеральными законами, приступить к использованию земельного участка. Следует отметить, что использование земельного участка должно соответствовать виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН и правоустанавливающих документах на землю.

По итогам рассмотрения практики осуществления муниципального земельного контроля администрация муниципального образования город Новотроицк рекомендует юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам принимать меры в целях недопущения нарушений обязательных требований земельного законодательства, учесть, что за данные правонарушения предусмотрены административные штрафы в крупных размерах.

Должностным лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, при проведении контрольных мероприятий необходимо особое внимание уделять разъяснению прав и обязанностей подконтрольного субъекта. Разъяснение подконтрольным субъектам о необходимости соблюдения обязательных требований, объявленные предостережения формируют мотивацию к добросовестному поведению и, как следствие, устранению нарушений.

Предостережения

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административным регламентом «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования город Новотроицк», в целях профилактики нарушений обязательных требований при наличии у органа муниципального земельного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых в форме плановых (рейдовых) осмотров земельных участков, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган муниципального земельного контроля объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган муниципального земельного контроля.

В предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований указывается на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Предостережения составляются и направляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».


 Назад

 В начало списка