Вернуться к обычному виду
 Главная  Карта сайта  Версия для слабовидящих

По вопросам жилищного законодательства


07.11.2018


Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований жилищного законодательства и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, физическими лицами в целях недопущения таких нарушений

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (ТСЖ, ЖК, ТСН и пр., за исключением лицензиатов) и организации, оказывающие услуги (выполняющие работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества (обслуживающие организации).

1. Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми указанными организациями являются нарушения в части содержания общего имущества.

Обязательные требования к содержанию общего имущества содержатся в следующих нормативных правовых актах:

1) Жилищный кодекс РФ (ст. 39, 91.20, 161, 162);

2) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – правила № 491);

3) Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – постановление Госстроя № 170);

4) Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень);

5) Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 36);

6) Приказ Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Указанные нарушения проявляются в:

- протечках крыши, связанных с износом или повреждением кровельного покрытия, износом теплоизоляционного слоя, (нарушение п.10, пп. «з» п. 11 правил № 491, п. 7 Минимального перечня, п.п. 2.6, 4.6 Постановления Госстороя № 170),

- затоплении подвала многоквартирного дома, вызванном ненадлежащим содержанием инженерных систем (нарушение пп. «д» п. 10, п.11 правил № 491, п. 2 Минимального перечня, п.п. 2.6, 3.4, 4.1. Постановления Госстороя № 170),

- захламлении чердачных и подвальных помещений строительным или бытовым мусором (нарушение п. 10, пп. «д» п. 11 № 491, п. 2 Минимального перечня, п.п. 3.3, 3.4, 4.1, 4.6 Постановления Госстороя № 170),

- неудовлетворительном состоянии наружных стен, межпанельных швов, трещин (нарушение п.10, пп «а» п. 11 правил № 491, п. 3 Минимального перечня, п. 4.2. Постановления Госстороя № 170),

- нарушении теплового контура здания, ненадлежащем санитарное состоянии мест общего пользования в подъездах (нарушение пп. «ж» п. 10, пп. «в», «г» п. 11 № 491, п.13, 23 Минимального перечня, п.п. 3.2,4.8.14 Постановления Госстороя № 170),

- несвоевременной подготовке внутридомовых инженерных систем теплопотребления к отопительному периоду (нарушение пп. «д» п. 10, пп. «з» п. 11 № 491, п.18 Минимального перечня, п.п. 5.1-5.3 Постановления Госстороя № 170).

В целях недопущения нарушений обязательных требований рекомендуется:

1) на постоянной основе осуществлять осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан,

2) своевременно и в необходимом объеме проводить текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации общего имущества,

3) в целях исключения протечек крыш в зимний период своевременно осуществлять очистку крыш от снега и сосулек,

4) в целях недопущения захламления чердачных и подвальных помещений обеспечить ограничение доступа посторонних лиц, а также проведение разъяснительной работы с собственника помещений,

5) обеспечивать надлежащее санитарное состояние мест общего пользования,

6) организовывать своевременную подготовку внутридомовых инженерных систем отопления и горячего водоснабжения, в том числе подготовку и оформление документации, обеспечивающей ввод в эксплуатацию инженерных сетей и оборудования (акт гидравлических испытаний и т.п.).

2. Достаточно частыми нарушениями, допускаемыми организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, являются нарушения порядка расчета платы за жилищные услуги (ЖУ).

Обязательные требования к порядку расчета платы за ЖУ содержатся в следующих нормативных правовых актах:

1) Жилищный кодекс РФ (ст.ст. 154-158);

2) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (раздел III);

3) Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.08.2012 № 686-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области»;

4) Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30.05.2017 № 34-н «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Оренбургской области».

Наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:

1) расчет платы за жилищные услуги в размере, превышающем размер, утвержденный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (членов ТСЖ, членов ЖК), что является нарушением ч.ч. 7, 8 ст. 156 ЖК РФ,

2) неправильное начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, в том числе связанные с недостоверными данными о площади дома и площади мест общего пользования (нарушение ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил № 491).

В целях предотвращения указанных нарушений, а также уменьшения количества жалоб граждан по указанным вопросам рекомендуется:

1) при начислении размера платы за жилищные услуги руководствоваться решениями общих собраний собственников помещений (членов ТСЖ, ЖК) в многоквартирном доме,

2) своевременно и в полном объеме размещать предусмотренную законодательством информацию о многоквартирном доме, о выполненных работах и оказанных услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации,

3) проводить актуализацию технической документации на дом (не реже 1 раз в 5 лет), в том числе с целью уточнения общей площади дома, помещений, входящих в состав общего имущества.

4) проводить разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросам начисления платы за жилищные услуги, доводить до их сведения предложения об увеличении размера платы с обоснованием такого увеличения, отчетной документации и иной информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту дома.

3. Достаточно часто встречающимся нарушением является нарушение требований к раскрытию информации, установленных Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Обязательные требования к раскрытию информации содержатся в следующих нормативных правовых актах:

1) Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

2) Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами , утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт).

3) Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами , утвержденные приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр.

4) Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 № 368/691/пр.

5) Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 №74/114/пр.

Наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:

1) несоблюдение сроков, установленных п.п. 18 и 21 Стандарта, для предоставлении информации по запросу либо непредставление указанной информации,

2) не размещение, размещение не в полном объеме необходимой информации или размещение недостоверной информации.

В целях предотвращения указанных нарушений и уменьшения количества обращений по указанным вопросам рекомендуется:

1) в полном объеме и в установленные сроки размещать предусмотренную законодательством информацию в сети «Интернет», на информационных досках в помещении соответствующей организации, в сроки и в полном объеме предоставлять информацию на основании запросов потребителей.

2) проводить информационно-разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросам управления многоквартирными домами, а также о порядке размещения информации,

3) обеспечить проведение личных приемов собственников помещений председателем правления и членами правления ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Граждане.

Типичными нарушениями обязательных требований со стороны граждан являются:

1) нарушение правил пользования жилыми помещениями (использование жилых помещений не по назначению, самовольные перепланировки и переустройства жилых помещений, бесхозяйственное использование жилых помещений)

Обязательные требования к порядку пользования жилыми помещениями установлены:

1) Жилищный кодекс РФ (ст. 30, гл. 4 ЖК РФ);

2) Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25;

3) Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (п. 1.7).

В целях недопущения и пресечения указанных нарушений рекомендуется:

1) гражданам соблюдать правила пользования жилыми помещениями, перепланировку (переоборудование) жилых помещений производить в установленном законом порядке,

2) организациям, осуществляющим управление или обслуживание многоквартирных домов, принимать меры к выявлению случаев незаконных переустройства или перепланировки жилых помещений и направлять соответствующую информацию в органы местного самоуправления для принятия мер по возвращению жилых помещений в первоначальное состояние,

3) органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим управление или обслуживание многоквартирных домов, проводить разъяснительную работу с собственниками жилых помещений о требованиях к содержанию жилого помещения и порядку перепланировки (переустройства) жилых помещений.


 Возврат к списку